Простые шаги к благополучию, процветанию и успеху
Логотип Эрфольг

Поиск коуча: что важно знать?

Главное – это голова на плечах и мозги внутри нее, а уж применение им найдется. Хотите быть коучем – будьте им, утверждает Юлия Курилова. Если говорить вкратце, то самое важное в этом виде деятельности – схожесть ценностей и убеждений, ведь коуч – это друг за деньги. Люди бывают разные, с кем-нибудь вы обязательно «споетесь».

Юлия Курилова

Меня давно заботит вопрос, смогу ли я стать мастером коучинга, при условии, что я – рационалист? Можно ли «включить» вдохновение (важную составляющую процесса коучинга) с помощью разума?
Кто немного знаком с коучингом, наверняка слышал о «волшебной» составляющей этого метода. Некоторые техники так и начинаются со слов «Представьте, что подул волшебный ветер…» У меня хорошо с фантазией, есть достаточный опыт коуч-сессий, но и сейчас мне сложно «подуть» на клиента этим самым «волшебным ветром». Я предполагаю, что большая часть моих клиентов не использует волшебство в повседневной жизни и бизнесе, и начать с ними эту игру гениальной «волшебницы»коучинга Мерилин Аткинсон действительно сложно. Но нет ничего недостижимого для человека с интеллектом, как говорила одна моя коллега по обучению. Если только найти разумное обоснование этого волшебства. Что же, будем искать.
Обратимся к небольшой теории о системах мозга, которая дается на первом модуле обучения коучей. Справедливости ради упомяну, что в доступных околонаучных изданиях по высшей нервной деятельности целостного описания данной теории не нашла, поэтому цитирую методичку по коучингу.

Итак, мы имеем три физиологических области мозга:

Рептильный мозг отвечает за реакции на стимул. Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода. Эта часть мозга руководит такими функциями, как поиск пищи и убежища, защита своей территории. Когда мы чувствуем опасность, этот мозг командует: «бей» или «беги».
Эмоциональный мозг является нашим основным мозгом, схожим у 98 % млекопитающих. Он управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием, участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, переживаний, памяти, сна, бодрствования. Эмоциональный мозг ориентирован на выживание в группе схожих особей.
Корковый мозг отвечает за речь и осознанное мышление у людей, занимает большую часть пространства коры головного мозга, у других млекопитающих только намечен. Корковый мозг является самой гибкой областью – способной к визуализации и конструированию картинок. Кора головного мозга имеет несколько миллиардов нейронных связей, она дает нам воображение и визуальную логику.
Очевидно, что источник вдохновения находится именно в последней части мозга и коучинг как раз направлен на её активизацию. А первый и второй мозг заботливо уберегает нас от вдохновения, как от источника «проблем» – нового и неизведанного. Как запустить вдохновение, как простроить новые нейронные связи и создать для себя что-то новое, лучшее?
Вспомним, с помощью Большой советской энциклопедии, что такое вдохновение.
Вдохновение – психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. Вдохновение связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче.
Т.е. чтобы помочь клиенту обрести вдохновение, нужно сделать всего несколько вещей:

  • Сосредоточить внимание клиента на задаче,
  • Мобилизировать память и воображение клиента,
  • Активизировать мышление клиента.

А теперь представьте себя в каком-то прекрасном месте, реальном или воображаемом. Представьте все, до мельчайших деталей интерьера и одежды, запахов, света, фактуры и т.д. Если начать качественно это делать, то второй и третий пункты создания вдохновения выполняются автоматически – память работает, поставляя в воображение информацию о перечисленных деталях, воображение занято компиляцией и конструированием новых образов, мышление активировано. Вы увлекаетесь картинкой, теряете ощущение времени, погружаетесь в поток воображения.
Коучу остается только аккуратно ввести в этот момент исследуемую задачу, не прерывая поток. Например: что ты, на этой чудесной яхте, в этом белоснежном свитере думаешь о твоем плане продаж на IV квартал? Мышление «находится» в третьем (корковом) мозге и поставляет новые ответы относительно любого вопроса. Настоящее волшебство, озарение, секундная вспышка – новый канал продаж, новый метод продвижения, новая целевая группа. В первый момент думаешь – нет, не может быть, что я раньше этого не придумал. Но все гениальное действительно просто!

Далее следует вопрос – как выбрать коуча рационалисту? Понятно, что сертифицированные коучи придерживаются определенных стандартов и демонстрируют заданные компетенции. Коуч-позиция выходит за рамки личной внутренней позиции коуча и, вроде бы, личность коуча не так важна, если он профессионал. Например, принимая рациональное решение по выбору хирурга, адвоката или архитектора, их личность остается на втором месте, на первом – отзывы о профессиональных компетенциях и успешные проекты. Но очевидно, что личностные качества коуча намного более важны, чем личностные качества адвоката. Т.к. последний работает с фактами, бумагами, свидетелями и судьями, а коуч – только с вашей личностью, ручкой и блокнотом для записей.

Каким же мерилом определить подходящего коуча? Тут я вспоминаю шутку Светланы Юрьевны Чумаковой, которая сертифицировала нашу группу, коуч – это друг за деньги. А для крепкой дружбы необходимо ценностное ориентационное единство. Поэтому для себя я ищу коуча со схожими ценностями и не противоположными убеждениями. А уж перечень ценностей и убеждений каждый определяет для себя.

Источник:  E-xecutive

Наверх