Взрослые дети
Каждый молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, нуждается в наставнике. Мне в этом плане повезло. Я встретил своего лишь к двадцати годам, в Москве. Он был на пятнадцать лет старше и представлял собой открытого и искреннего человека. Тогда это был начинающий украинский писатель, автор нескольких повестей и множества рассказов. В условиях «железного занавеса» он объездил множество экзотических мест, в основном охваченных революционным движением против мирового империализма: Куба, Никарагуа, Индонезия, Африка… Эдакий Че Гевара с блокнотом и фотоаппаратом вместо оружия.
Он с удовольствием делился своими впечатлениями, но, самое удивительное, искренне и честно рассуждал со мной, юнцом, о своих, порой серьезных жизненных ошибках. Он также «открывал» мне простые истины, о которых должен знать каждый мужчина: «не ври самому себе», «не живи чужой жизнью» и множество других. В общем, полный джентльменский набор.
Все эти постулаты он иллюстрировал яркими примерами из своей бурной жизни, варьируя различными голосовыми интонациями: то искреннего друга, то волшебника, то мудреца. В результате я получил от него то, чего казалось, не дополучил от своего отца: бесконечное воодушевление, глубинную мудрость и осмысленность жизни. Даже сейчас у меня иногда появляется ощущение, что та энергетика, вспыхнувшая тридцать лет назад, сопровождает меня до сих пор.
Лишь недавно из Интернета я узнал, что Юра до конца своей жизни продолжал работать с подростками и писать книги. На это его сподвигла командировка в детскую колонию под Киевом в начале 90-х, вскоре после Чернобыля. «Детский мир» за колючей проволокой так потряс его, что он фактически переехал туда жить. Зная его, я представляю: скольких молодых людей он мог спасти. Его книги на тему взрослых детей, которые в результате увидели свет, говорят сами за себя. Может это и есть — миссия?
Я тоже работаю с подростками. Внимательно слушая их, каждый раз убеждаюсь, что и в наши дни далеко не всякий отец может похвастаться доверительными и искренними отношениями со своими детьми. Действительно: 15 летние «дети» — это не то окружение, с которым может поделиться своими проблемами взрослый дядя. В результате, такая односторонняя связь хрупка и неустойчива: родители хотят знать о своих чадах все и в то же время не торопятся признавать и узнавать в них партнеров. Это параллельные миры. И чаще всего они не пересекаются.
Так кто же они: будущие властители мира? Можно ли отшкалировать их амбиции? Когда начинается их истинное взросление? С кем они будут делить этот мир?
На самом деле, в отличие от своих родителей, мои «клиенты» уже давно считают себя взрослыми. Более того, у них уже есть все необходимое для принятия осмысленных решений. Все это уже внутри них. Окружение, как, впрочем, и весь мир находятся в зоне их полного контроля. Цели достижимы и вполне реальны. Сроки завоевания мира намечены. Настрой позитивен. Ценности окончательно сформировались вместе с прекратившими свой рост костями. Что касается убеждений, то они только-только обретают свои первые черты и мне со стороны очевидно: эти идеи, привносимые извне, переживут не одну трансформацию в течение долгой жизни. Ничего, для проб и ошибок тоже необходимо оставить какое-то место.
Мне осталось лишь задать наводящие вопросы. Итак, поехали: что необходимо будет сделать? Как именно? Каков план «В»? Какие навыки и способности для этого понадобятся? Вообще: зачем все это? Почему это важно? Для чего это нужно? Ради чего? Кого?
И тогда, если диалог состоялся, я становлюсь невольным свидетелем впечатляющих и воодушевляющих картин. Потому что мои «клиенты» в этот момент точно знают: кем они тогда становятся и самое главное — какой вклад они понесут в новый мир. Какова их миссия?.. А моя? Мы понимаем, что вовремя встретились, потому что именно в этот миг у нас на глазах восхитительная и бесконечная жизнь моего «клиента» вспыхивает и переливается за порогом моего офиса. Все, иди! Спасибо тебе!
Я с удовольствием работаю с молодежью, потому что знаю: какой она будет, таким и будет этот мир. Просто в отличие от своего наставника я не даю этим молодым, но взрослым людям своих советов. Я просто задаю наводящие вопросы. А они находят ответы в себе. Я не наставник. Теперь это называется — коуч.
Источник : http://www.step-grow.kz