Простые шаги к благополучию, процветанию и успеху
Логотип Эрфольг

Ответственное лидерство: 10 правил того, как стать лидером в инновационной экономики

В текущей ситуации, когда экономика инноваций характеризуется сложностью и непостоянством, необходимо иметь возможность рассчитывать на аутентичных, ответственных, мобильных, гибких и инновационных лидеров. Чтобы привносить изменения и создавать ценности, которые будут сохраняться в течение долгого времени, любой отрасли бизнеса нужны руководители, которые следуют законам определённого образа действий, поведения и отношений, направленных на создание долгосрочных ценностей, вот эти законы:

  1. Доброжелательность
  2. Мужество
  3. Щедрость
  4. Предусмотрительность
  5. Оптимизм
  6. Страсть
  7. Настойчивость
  8. Открытость
  9. Скромность
  10. Чувство юмора

Люди, которые являются ответственными лидерами, работают над тем, чтобы следовать этому своду правил. В долгосрочной перспективе они рассматривают его как добавочную стоимость к своей компании, они вдохновляют своих сотрудников также двигаться в этом направлении. Этот подход обязательно должен основываться на концепции компании как “сообщества людей”, где люди являются главным фактором успеха организации и её ключевым стратегическим активом.

Корни ответственного лидерства берут начало в теориях корпоративной социальной ответственности, где эта отвественность берёт на себя роль проводника позитивных изменений на глобальном уровне.

Очевидно, что для руководителей бизнеса, общества в целом и отдельных его представителей необходимо иметь такой стиль руководства, который не может быть авторитарным, стилем Тейлора или Форда, мыслимые как возможность самовыражения и власти в 20 веке. Вместо этого стиль должени быть “лидерством служения”, в основе должно лежать служение другим, и это будет являться примером и стимулом. На самом деле, ценность лидера измеряется исходя из его достижений в раскрытии потенциала сотрудников и исходя из того, как он позволяет этому потенциалу проявиться. Быть лидером означает прежде всего отвечать самому за себя. Если вы говорите себе “да”, то вы говорите “да” и своим сотрудникам. В основе взглядов социально ответственных компаний лежат шесть разных категорий заинтересованных лиц (акционеры, клиенты, сотрудники, окружающая среда, поставщики, общество) и для отвественного подхода считается важным, что компании должны рассматривать сотрудников также в качестве заинтересованных сторон, поскольку человек и фактор отношений являются важными стимулами к успеху. Ответственное лидерство характеризуется принятием и преодолением препятствий, а не унынием, разочарованием и уходом от них. Здесь заключён более глубокий смысл выражения «служить примером». Лидерам необходимо учиться самим и передавать свой опыт умения обучаться, чтобы быть тем, на кого равняются сотрудники. В этом отношении важны не только видимые и очевидные вопросы, но также и то, что получается случайно, неосознанно и независимо от чьего-либо желания, одно влияет на другое.  Т.о. есть только один способ послужить моделью: кто-то должен установить личные и открытые отношения с сотрудниками и партнёрами в компании.

Доброжелательность

Доброта, доброжелательность, доверие и открытость к другим в межличностных отношениях влияют на качество профессионального климата и эффективность работы в организационном контексте с очень конкретной нацеленностью на эффективность.  В 12-15 главах 4 книгах Никомаховой этики Аристотель рассматривает положения, касающиеся общественных отношений, и первая из социальных добродетелей, которую он описывает – доброжелательность, в отношениях проявляется как доброта и вежливость.

"В узком кругу людей, в социальной жизни, обмениваясь словами и делами, некоторые мыслят подобострастно, т.е. им  доставляет удовольствие хвалить всех и никогда не выступать против, они думают, что их обязанность «не делать больно тем, кого встречают»; а тех, кто выступают против всех, не думая о том, делают ли другим больно, обычно называются грубыми и вздорными» (Этика, IV книга).

В известном личностном тесте Хогана «Большая пятёрка» измеряются пять факторов, которые определяют качества работы руководителей, эти факторы: доброжелательность, невротизм, экстраверсия, открытость и добросовестность. Тест определяет доброжелательность как «качество межличностных отношений, в непрерывной череде мыслей человека, чувства и действия в диапазоне от страсти к антагонизму».

Мужество

Чтобы управлять сложностью, изменениями, безопасностью и неопределённостью, которые всё чаще характеризуют текущую экономическую ситуацию, нужна сила мужества, которая позволяет предпринимать новые инициативы с энтузиазмом и оптимизмом, успешно проводить их таким образом, который требуется. Нам нужно мужество, чтобы действовать в соответствии с принятой линией поведения, не позволяя страху взять верх над своими мечтами, нам нужно мужество, чтобы отстаивать наши идеи с уважением, оставаясь открытыми возможностям менять своё мышление. 

Согласно работам Аристотеля, мужество (Никомахова этика, третья книга) занимает первое место среди добродетелей человека, потому что оно обеспечивает реализацию всех других добродетелей и является золотой серединой между трусостью и опрометчивостью, которые отличают его от необузданности и гнева. Мужество позволяет нам быть открытыми и честными в том, во что мы верим, и в то же время признавать свои ошибки.

В основе предпринимательства лежит мужество, которое позволяет преодолевать препятствия, встречающиеся на пути реализации мечты, движущей человеком, и тогда он может переводить свою идею в конкретную форму в любой экономической ситуации благодаря своему смирению, которое ведёт его.

Щедрость

В контексте организации мы часто страдаем от нехватки времени, которое уже прошло или которое будет нам дано.  Мы теряем время, потому что темп работы и давление на нас очень высоки. Мы бежим, торопимся, задыхаемся, но часто чувствуем неполноценность. Мы также верим, что у нас отнимают большое количество времени, которое мы не можем посвящать тому, чем больше всего дорожим и тому, что больше всего хотим делать. Однако существует также время, которое нам не дано. Например, руководитель даёт нам слишком мало времени для обсуждения с ним проблем, поэтому нам сложно видеть пути развития (где мы сейчас и где мы хотим быть) или планы компании. Количество и качество времени в трудовых отношениях совпадают со щедростью.

В своей кгине “Фактор щедрости” ("The Generosity Factor") Кеннет Бланшар утверждает, что “есть много людей, которые говорят, что заботятся о других людей, а на самом деле ничего для этого не делают. Щедрость состоит в том, чтобы принимать близко к сердцу нужды других и затем удовлетворять их. Одна из нужд – время. Другая – талант. Ещё две – богатство и такт. Щедрость состоит в балансе; это возможность сделать все ресурсы доступными».

Предусмотрительность

Предусмотрительность позволяет нам оценить каждый конкретный случай в контексте общего блага, в этом проявляется разница между дальновидностью и заботе о будущем. В каждом времени года есть свои проблемы и заботы: летом косят, осенью собирают урожай. Обучение людей видению означает обучение их осознанному самоопределению и чувству личной ответственности с помощюю отработки различных этапов, которые включают в себя акты предвидения: знания, суждения и лидерство. Термин, который использует Аристотель для обозначения того, что мы называем «Предусмотрительностью» - фронезис, термин произошёл от слова френ, «ум», «суждения», и буквально он означает «действие ума», «благоразумие». Возможно было бы лучше охватить весь спектр значений этого слова и переводить его как «мудрость», а не как «благоразумие», ведь этот термин в современном языке тоже стал иметь ограниченное значение. Определяя в своей шестой книге Никомаховой Этики термин “благоразумие”, Аристотель представляет модель того, как он видит мудрого человека: не философ или поэт, даже не писатель, но человек действия, что значит тот, кого мы сейчас называем лидером правительства, а в античные времена называли политиком, как Перикла Афонского.

Оптимизм

Оптимизм делает проблемы возможностями, а состояние ума естественным для роста и эффективности. Его можно воспитать в себе или культивировать, он позволяет нам отвечать на неудачи успехом. Если мы оптимистичны, мы думаем, что ценны и достойны, если мы пессимистичны, мы не верим, что способны выполнить задачи, которые нам доверили. Разница в том, что для первого типа каждый успех зависит от возможности и подтверждает способности взаимодействовать с окружающей действительностью. Человек, у которого есть уверенность, держит свою жизнь под более сильным контролем, а свой успех основывает на действиях и приверженности.

Для того чтобы преодолеть стресс и беспокойство, которые вызывают проблемы и неуверенность в будущем, необходимо столкнуться со сложностями и вызовами, действовать на пределе своих сил, и в то же время осознавать, что есть более важные ценности, чем производительность труда. Это знание в сочетании с удовольствием от решения новых задач, играет важную роль в обращении к вызовам с большей уверенностью и твёрдостью в достижени успеха. На самом деле, если мы ставим цели чтобы их достигать, мы управляем нашим фокусом внимания так же, как если мы настраиваем свой ум на поиск способов достижения нашей цели. Постановка целей – это ключ потому что чем больше нам ясно, чего мы хотим достичь, тем проще найти правильный путь, чтобы получить желаемое. Оптимизм вместе с тем, это практика концентрирования на возможностях и путях, а не жалобах и сожалениях. Оптимистичный лидер также рассматривает и негативные последствия каждой ситуации, но когда фокус внимания на позитивной стороне, подобным образом строятся и все коммуникации. Лидеры знают, что недостатки ясны всем членам команды, но, возможно, не на верхних уровнях.

Страсть

Ценность страсти всё чаще выявляется мире бизнеса, всё чаще и чаще, особенно в тех профессиях, которые в некоторой степени характеризуются совместным ведением бизнеса, от сотрудников требуется гибкость, хотя она и сдерживается правилами профессии и уважением к роли в компании.

Во второй книге Никомаховой этики Аристотель определяет страсть как один из трёх базовых компонентов личности, наряду с одарённостью и склонностями. В частности, он связывает страсть с желанием, гневом, страхом, безрассудством, завистью, радостью, дружбой, ненавистью, похотью, завистью, жалостью, и всем, что приводит к радости или боли. Он говорит о содержании страсти, понимая её как часть естественных проявлений человека, к которым нет смысла приписывать какие-либо моральные оценки. Аристотель называл добродетелью и пороком, соответственно, позитивный результат  или отказ разума и чувств идти на компромисс. Следовательно, страсть -  это конструктивный фактор в человеке, но он должен получать эмоциональное подкрепление, а не исходить из разума.

Несмотря на свою амбивалентность, страсть характеризуется как горячее движение к цели, оно естественно, но не может длиться вечно. Это движение, которое указывает на начало, затем следует взрыв желания, а затем происходит (или не просиходит) определённый путь.

Действительно, высокий профессионализм продуманной комбинации страсти и опыта, провалов и решений, поражений и побед, преимуществ и интуиции, которые взаимодействуют, создавая совершенство. Это не случайность или неслучайность, но и не стабильность. Страсть – это о том, как быть на верном пути, в потоке, незаметных изменений, которые ведут на всё более и более высокие уровни.

Настойчивость

В мире бизнеса успех часто достигается маленькими шагами и возможностью следовать своему пути, на котором могут быть и сложности, и основное направление интересов компании, коллег и клиентов. Настойчивость как таковая состоит не в необоснованной агрессивности, а в упорстве и направлении внимания на обстоятельства всех заинтересованных лиц. Аристотель определяет это тип усилий как мужество и состояние, при котором достигается «золотая середина между опрометчивостью и трусостью» (Никомахова этика, книга 6). В частности, достижение любого значительного профессионального успеха было бы невозможно без такого понятия, которое мы определяем как “великодушие”.

По мнению Аристотеля, великодушный человек стремится к большему или по крайней мере, считает себя достойным чего-то великого, поэтому он стремится к чести, подвергая себя при этом риску великой опасности. Не все формы величия и чести представляют интерес для великодушия. Сенека говорил: “ Вы будете великодушны, если вы не ищете опасности, как опрометчивый человек, и не боитесь, как трус. Ведь что ещё  делает душу страстной, как не сознание предосудительности жизни”.

Поэтому великодушный человек знает, как занять чёткую позицию, ещё до того, как с ним произойдут какие-либо события. Целю акта великодушия является выполнение большой работы, однако сам акт по себе  - это ценность, которой достойна эта работа. В этом свете мы можем понять известное желание, от которого страдает  Гвиччардини (выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения – прим.пер.), которого унижали и которым пренебрегали за то что он «уважал и почитал человека, чтобы сохранить его репутацию неочернённой… потому что не могут быть более прекрасными и благословенными  уважение и признательность других людей».

Открытость

В управлении межличностными отношениями открытость наряду с информацией – самые эффективные инструменты для построения отношений доверия в контексте создания договорённостей в компании и улучшения социального и реляционного капитала компании. На сегодняшний день открытость является нематериальным фактором, который необходим для того чтобы привлекать и развивать экономическую ценность с помощью долгосрочного партнёрства, и ключевое требование в условиях конкуренции на международном уровне.

На самом деле, возможность поддерживать условия для постоянного успеха в бизнесе зависит от правильного восприятия ожиданий различных социальных компонентов и реляционных связей: четкое осознание ресурсов и  доступность возможностей (технических, организационных и коммерческих); знания переменных и внешних факторов, которые по-разному влияют на действия и результаты; активная ориентация поведения всех руководителей на логику и эффективность; возможность делиться и общаться таким образом, чтобы степень полного понимания ожиданий компании была максимальной; возможность создавать доверительные отношения и управлять внештатными ситуациями.

Скромность

Без амбиций или “без небольшой переоценки своих прав”, как сказал Гёте, никто не сможет релизовать никакой значительный или успешный проект. Необходимо искать баланс, который, с одной стороны, укрепляет понимание своих ограничений, а с другой стороны, оценивает то, какой ты на самом деле, без необходимости переоценивать чью-либо личность. Эта истинная скромность и правильное чувство нашего собственного достоинства и навыков – это то, что оберегает нас от действий, которые идут в разрез с нашей миссией.

Слово “скромность” происходит от слова “humus”, которое означает не только “мусор” и “грязь”, но также плодородную землю, т.е. атрибутами скромности являются плодородие и динамизм.

Один из плодов смирения – это, конечно, отношения благодарности, которые, как мы знаем, нужны нам для помощи и сотрудничества с другими людьми в осуществлении проектов, над которыми мы работаем.

В работе Мартина Селигмана, основателя позитивной психологии и автора книги “Добродетели и силы характера”, скромность характеризуется так: точное осознание своих способностей, возможность видеть чьи-либо ошибки, рамки и ограничения; открытость новым идеям,  противоречиям и предложениям; внимание не только на себя; возможность выражать признательность другим за их вклад.

Чувство юмора

Улыбайтесь, даже когда у вас очень сложные времена, и тогда вы будете более спокойно справляться с трудностями и вызовами. Использование юмора в нынешней бизнес-среде характеризуется сложностью, непостояннством и скоростью изменеий, юмор растворяет напряжение, позволяет решать сложные задачи, повышает эффективность, объединяет команды. Юмор является важным атрибутом и оказывается ценным союзником в управлении конфликтами. Если вы говорите что-то с юмором, то что бы вы ни говорили, сообщение сохраняет смысл, но воспринимается менее агрессивно.

Также ясно, что юмор эффективен в переговорах: запрос или изменение условий принимается лучше, когда предлагается с юмором.

С нынешней сложной ситуации невозможно осуществлять инновационные изменения эффективно, фокусируясь только на силе идеального видения, на идеях, поддерживаемых логическими аргументами, последовательными рациональными предложениями. Инноватор, тот, кто производит изменения, должен осторожно избегать ситуации, когда он попадает в ловушку Дон Кихота Сервантеса, одного из самых великих примеров юмористической литературы, смелой жертвы, благородной души, который следовал идеалам рыцарства “которые больше не подходят реалиям времени”.

Руководитель, обладающий чувством юмора, владеет различными приёмами борьбы за жизнь, любит разоблачать и не встречает в ответ раздражения.

Автор:
Герцог Франческо Сансоне (Италия) - профессор экономических наук, преподаватель бизнес-факультетов в государственных университетах Милана и Пизы, основатель и владелец крупнейшей европейской коучинговой и консалтинговой компании Valore Consulting, имеющей филиалы в Италии, а также в Лондоне и в Нью-Йорке, один из ведущих экспертов Европы по теории и практике лидерства. Господин Сансоне является советником высшего руководства нескольких банковских групп и транснациональных компаний Европы, автором двух неоднократно переиздававшийся бестселлеров «Гибкое мышление» и «Ответственное лидерство». Многие годы Франческо Сансоне и его команда работают с самыми успешными брендами мира L’Oreal, SIA, Vodafone, Air France, Microsoft, Citi Bank, Inteza. Ведущий программ по поведенческим изменениям и клиентскому сервису.

Наверх