Простые шаги к благополучию, процветанию и успеху
Логотип Эрфольг

Гибкое мышление - новая модель роста и развития людей

Гибкое мышление даёт возможность решать сложные проблемы, таким образом проблемы, которые характеризуются наличием в них ряда несвязанных друг с другом фактов и информацией, работа с которой требует с одной стороны, инструментов логического и критического анализа, а с другой – инструментов интуитивных и эмоциональных, которые позволяют эффективно управлять сложностью в отношениях.

Когнитивная гибкость («гибкость» в переводе с латинского означает «эластичность») – это возможность размышлять, используя все средства, которые есть у человека, мышление «категориями», относительно людей и ситуаций. Значительный вклад в изучение мышления и процессов коммуникаций в недавнем прошлом внесли учёные-бихевиористы. Результаты их исследований используются лишь частично в работе по улучшению качества жизни и тому, как внести доверие в отношения.

Возможно самыми интересными могут оказаться последние исследования, которые говорят о понимании биологических основ осознанности и путей развития мышления, которые дают нам возможность действовать, постигать, учиться и запоминать. Основная доктрина берёт начало в нейрологических исследованиях, которые можно объединить в утверждение о том, что каждое поведение есть проявление какой-то из функций головного мозга. То, что мы в общем называем «мышлением» можно считать результатом комбинаций функций головного мозга. Выбор когнитивных и поведенческих инструментов зависит от знаний об оригинальной и инновационной модели Гибкого Мышления.

Гибкое мышление состоит из комбинации элементов Логики, этики и эстетики, а также их преломления в разных контекстах и ситуациях. Логика подразумевает принципы действия через рассуждения и дедуктивные аргументы. Изучение логики – это усилия, которые позволяют определить основные условия, при которых могут быть сделаны шаги от неких данных высказанных утверждений до предположительных суждений, которые можно считать обоснованными. Действие логики лежит в отношениях между предположением и заключением, при условии что заключение верно, когда верно предположение. В основе логики лежат следующие навыки отождествления: Выбор – понимать, что важно, анализировать; Классификация – сбор и объединение информации в определённом порядке. Планирование – превращение того, что было собрано раньше, в стратегии развития.

Этика происходит от слова «этос», «характер». Это изучение типичных проявлений человека и свойств характера, которые управляют поведением людей, стремящихся получить благо. Среди множества добродетелей, которые описаны в Никомаховой этике Аристотеля, основными являются следующие проявления, которые естественным образом приводят к развитию гибкого и инновационного поведения:

  • Предусмотрительность: рассудительность и возможность иметь долгосрочное видение;
  • Прозрачность: искренность и лояльность;
  • Настойчивость: решительность и стойкость.

Эстетика – это философская дисциплина, целью которой является формулирование определения того, что есть красота, а также выведение понятий искусства, поэзии, творчества, интуиции, психической подвижности, т.е. возможность рождать идеи. Навыки, лежащие в основе эстетики – Ассоциирование – умение проводить аналогии между на первый взгляд не связанными предметами; Различение – выявление сходств и различий, а также категорий, к которым принадлежат понятия; Анализ и восстановление – возможность видеть проблемы с разных точек зрения. Кроме того, гибкое мышление объединяет и координирует все основные элементы гармоничной личности, что же касается психофизиологического смысла, то мы собираемся исследовать все доступные инструменты (2 полушария, 3 мозга и 4 типа мышления), которые могут выступать в роли «дирижёров».

Головной мозг состоит из двух полушарий, соединённых системой нервных волокон. Обычно их называют левым и правым полушариями. Нервная система связана с головным мозгом таким образом, что левое полушарие контролирует правую половину тела, а правое полушарие – левую половину. И в случае, например, инсульта в правом полушарии, паралич будет в левой половине тела. Исследования последних 20 лет показали, что каждое полушарие мозга контролирует два разных типа мыслительных процессов. Левое полушарие отвечает за логику, аналитику, вербальные коммуникации, последовательность, абстрактное мышление, конвергенцию, объективность, активность, критику, точность, процессы, связанные с числами. Правое полушарие отвечает на аналогии, сочетание, невербальные коммуникации, целостность, эмпирическое мышление, различия, субъективность, восприимчивость, некритичность, интуитивность, метафоричность мышления.

В ходе этих исследований Лауреат Нобелевской премии доктор Сперри из Калифорнийского технологического университета подтвердил, что оба полушария способны выполнять сложные познавательные процессы с той лишь особенностью, что каждый из них влияет и связан с отдельной сферой познавательной активности. Доктор Сперри также подтверждает, что мозг способен выполнять намного более сложные задания, чем мы можем себе представить, а те области мозга, которые мы считаем слабыми, можно развивать. Это означает, например, что любой человек может стать музыкантом, художником или техническим специалистом. Сперри также говорит о том, что процесс по развитию слабых областей головного мозга позитивно влияет на развитие мозговой активности в целом.

Три мозга: ещё одно важное научное открытие заключается в выделении трёх церебральных систем, каждая из которых отвечает за специфическую интеллектуальную функцию в мозге человека. (П.Д. МакЛин) Кортикальная система, также называемая корой головного мозга: лучше всего изучена людьми и является той областью, где осуществляются абстрактные функции мышления. Особые функции коры – концептуализация, проектирование будущего, анализ, расчёты и воображение. Лимбическая система расположена в Среднем мозге, этот отдел мозга также отвечает за память. Он контролирует и эмоциональные реакции, связанные с личным опытом, и эмоциональный интеллект. И наконец, рептильный мозг: это самая древняя часть мозга человека. Это та область, где сосредоточены центры, отвечающие за выживание, и базовые инстинкты. Она мгновенно активируется раздражителями и контролировать её другими частями мозга очень сложно. Четыре типа мышления образуются путём сочетания двух прошлых моделей (2 полушария и 3 мозга), психофизиологические исследования выявили использование поведенческих паттернов, которые активируют отдельные отделы мозга. По сути, исходя из теста определения мозговой доминанты Германа, стало возможным вычленить 4 типа мышления (объективация, предвидение, структурирование и чувствование), которые могут быть ассоциированы с активностью соответствующих отделов головного мозга.

Объективация: Человек, использующий объективацию как доминантный тип мышления, думает логично и последовательно. Он интересуется фактами и информацией, качественным и количественным сравнением, хорошим спором, задаёт вопросы, касающиеся многих вещей и трансформирует ответы в последующие вопросы. Получая не удовлетворяющий его ответ, он возражает . Он хочет прийти к решению. Он предпочитает добиваться от идеи скорее материальных, чем нематериальных результатов, видеть спецификации и чертежи, решения основывает на логике, а не на интуиции. Чаще всего, его сферами деятельности являются управление, математика, IT или исследования. Вопрос: Что? Сколько? Прежде всего он желает узнавать факты, существующие возможности, стоимость вещей, какие ресурсы необходимы, какие должны быть проведены тесты, анализы, существующие риски и какие улучшения это принесёт в дальнейшем. Противоположный тип – чувствующий.

Когда вы высказываете идею человеку, использующему данный тип мышления, у вас должны быть готовы оценка и полный анализ всех возможных вариантов развития событий. Вы должны наперёд продумать все возражения. Вы должны заранее наметить встречу и знать, сколько времени этот человек может ей уделить. Вы должны поддерживать последовательный и логичный подход к «анализатору» и использовать тот же «канал».

Структурирование: Человек, использующий структурный тип, обращается с информацией последовательно, точно также как те, кто использует объективацию в качестве доминантного стиля. Эти люди хорошие организаторы, методичные в своём подходе и хорошо сфокусированные на деталях. Они больше заинтересованы в том, как реализовать идею или предложение, чем в её содержании. Можно предположить, что они также как «анализаторы», склонны видеть или вычислять, и следовательно, обдумывать план выполнения и создавать ментальную структуру или систему, а не чертёж или прототип. Они всегда находятся в поиске качества и надёжности. Их решения основываются на осязаемости, предсказуемости, пользе и точности методов. Вопрос: Как? Люди, которые сосредоточены на этом вопросе, желают знать прежде всего, как что-то может быть использовано, как это работает, как это может быть реализовано, и можно ли быть уверенным, что это будет работать. Противоположный тип – предвидение.

Никогда не удивляйте идеей человека, который предпочитает предвидение. Используйте прогрессивный подход, согласно которому идея является логическим шагом. Суть идеи – «дело», а не «революция». Не говори, как ты можешь что-то использовать, а лучше покажи и дай попробовать. Делайте акцент на зарекомендовавших себя методах, а не на новизне. Внедряйте план выполнения или привлекайте «реализатора» принять участие в управлении проектом. Подчёркивайте, какие проблемы могут быть решены с помощью идеи. Раздавайте письменные инструкции. Записывайте все их вопросы и возражения и последовательно на них отвечайте. Даже когда «анализатор» пытается думать, а «реализатор» - делать, оба являются ярким примером доминирующего левого полушария, со всеми его последовательностью, линейностью и логичностью.

Другие два типа мышления (Воображение и Сотрудничество) являются примерами синхронности, синтеза и интуиции правого полушария.

Предвидение: люди, использующие этот тип мышления, мыслят комплексно и синхронно. Одна идея ведёт к другой. И возникают спонтанные ассоциации. Они работают не последовательно, а хватаются за несколько проектов одновременно. То же самое происходит при разговоре. Они любят новизну, скучают от деталей, предпочитают глобальные понятия. Они склонны предугадывать больше, чем анализировать, при принятии решений. Полагаются больше на интуицию, чем на логику. Если они предвидят большую перспективу, то ухватятся за рискованную идею. Они добавляют свои идеи к идеям, которые кто-то им подсказал. Вопрос: Что если? Этим людям нравится думать, является ли идея хорошей, какие возможности она принесёт в будущем, было ли что-то уже сделано в прошлом и как добавить что-то ещё. Противоположный тип мышления – структурный.

Когда вы обсуждаете идею, не забудьте выделить фактор её уникальности. Не надо делать письменных замечаний или презентаций – они могут их не читать. Подчёркивайте концепцию, а не детали. Отмечайте наиболее важные моменты с аналогиями и метафорами. Призывайте их делиться своими идеями. Скажите, что сами будете отвечать за детали и выполнение плана. Спросите их мнения о том, чего не хватает. Если идея им нравится, лучше сделать так, чтобы они немедленно приступили к реализации, потому что есть риск, что в следующий раз они поменяют идею.

Чувствование: подобно типу Предвидение, они скорее думают сразу обо всём, чем последовательно. Они получают информацию через чувства в сочетании с опытом. Им нравится превращать несогласие в гармонию и сопереживать другим людям. В любой идее они скорее ищут преимущества, чем возможности, оригинальность и материальное воплощение. Их решения являются результатом интуиции. Вопрос: Почему? Они хотят знать, почему другим людям нравится идея, почему она столь притягательна. Противоположный тип – объективация. Подавая таким людям новую идею, вы должны быть знакомы с их интересами и отношениями. Вы должны быть открыты и позитивно настроены. В идее всё должно быть узнаваемо и просто. Говорите о преимуществе идеи. Дайте ему возможность получить информацию от других прежде чем принять решение. В следующий раз при возникновении идеи будьте открыты для него. Герман разгадал код принципа мозговой доминанты: каждый человек использует один или два типа мышления для восприятия того, что его окружает, и для управления информацией в соответствие с его культурой и личностью, и прибегает к другим типам только когда нет других вариантов.

Мозговая доминанта: данный принцип объясняет также нашу способность в определённые моменты предсказывать поведение оппонента. Когда мы определяем человека как эмоционального, холодного и расчётливого, креативного или суетливого, возможно, мы ищем человека, чьи процессы мышления протекают в одной области мозга, которая использует одну из большого количества теоретически доступных церебральных функций. Для правильного развития гибкости мышления, необходимо прежде всего выделить тип, который мы обычно используем, чтобы узнать, какой частью мозга мы пользуемся и какой у нас тип мышления. Затем мы должны научиться использовать все 4 типа. Очевидно все эти типы сосуществуют в каждом человеке. Их разумное и рациональное использование создаёт предпосылки для эффективной коммуникации.

Взаимопонимание: Объединение и создание отношений доверия будут более эффективными, если используемый тип мышления будет согласован с типом мышления нашего оппонента, т.к. имеет место развитие личных ценностей.

Автор: Франческо Сансоне (Италия)
Мастер-класс: "Гибкое мышление и Ответственное лидерство" , Франческо Сансоне в Новосибирске - 22 ноября 2014г.
Внимание: количество мест ограничено! Позвоните нам, узнайте подробности и зарегистрируйтесь прямо сейчас!
8 (383) 21-34-112, +7-913-915-29-88, +7-913-891-6876
Источник : Science&Technology
http://www.ilsussidiario.net/News/English-Spoken-Here/Science-Technology/2012/7/5/FLEXIBLE-THINKING-A-new-model-for-growth-and-innovation-through-people/298932/

Перевод: Екатерина Айнутдинова , руководитель программ Академии Управления «ЭРФОЛЬГ»

Наверх