Ошибки - это прекрасно… когда есть правильная обратная связь
Во время обучения коучингу, тренер постоянно говорил нам: «Ваша задача здесь – сделать как можно больше ошибок». И это понятно, ведь народная мудрость гласит, что «на ошибках учатся», и «не ошибается только тот, кто ничего не делает». А кто ничего не делает, тот ничего не умеет, не может, и жизнь его скучна и однообразна. И он, скорее всего, не знает о существовании коучинга . И раз вы читаете эту статью, то, смею предположить, вы явно не из этих странных персонажей. И так как первый принцип эриксоновского коучинга гласит, что со всеми всё в порядке, не будем осуждать других людей за их выбор. А будем делать ошибки! Для чего? Чтобы научиться. Ведь лучше всего в памяти, как правило, откладывается то, что мы сначала сделали неправильно (вспомните свои экзамены в школе или университете). А тому, что далось сразу и легко, человек очень часто не придаёт такой ценности, и, поэтому, вероятность забыть и не использовать это знание будет выше. Но ведь бывает так, что человек совершает одну и ту же ошибку постоянно, не делая из опыта никаких выводов. Ошибка, как таковая, сама по себе ничему не учит. Учится сам человек, когда понимает, какой урок она несёт. И чтобы этот урок оказался максимально полезным и ценным, в коучинге много внимания уделяется понятию «обратная связь». В коучинге существуют определённые рамки (или фильтры) восприятия, через которые коуч взирает на мир. Это своеобразный способ понимания того, как мы действуем. Одна из этих рамок предлагает использовать положение о том, что не существует такой вещи, как неудача. Существуют результаты. А неудача или успех – это лишь способы описания результата, наше отношение к нему. В коучинге, как в философии успеха, применяется конструктивная обратная связь – эффективный способ восприятия, обработки и применения информации, которую несёт нам результат.
Ведь воспринимать что-то, как неудача – это тупик. Обратная связь может быть использована для корректировки направления приложения своих усилий. Таким образом, она помогает удерживать цель в поле вашего зрения. К тому же это эффективный и обязательный инструмент повышения вашего мастерства. А иначе, как же вы узнаете, что вы делаете не так, над чем стоит работать, что необходимо добавить, что сделать по-другому.
Вот примеры некоторых конструктивных вопросов:
«Чему Вы научились?» – Вместо «Кто виноват?»
«Как Вы можете это применить?» – Вместо «Почему это произошло?»
«Что произошло? И что Вы хотите теперь?» – Вместо «Что не так?»
Обратная связь бывает разная, и ниже вы узнаете о том, какая она должна быть, чтобы быть эффективной и поддерживающей.
Во-первых, она должна быть более конкретная, чем общая. Нам обычно не очень помогают довольно общие формулировки, потому что они могут быть для нас и так очевидными. Кроме того, абстрактным описаниям бывает трудно найти практическое применение.
Во-вторых, обратная связь должна быть сформулирована позитивно. Это в интересах, как и человека, дающего обратную связь, так и принимающего её. Негативно сформулированная и эмоционально окрашенная обратная связь может быть деструктивной для обеих сторон. Позитивно выраженная, она приносит пользу.
В-третьих, она должна быть понятна человеку. То есть, выражена на понятном ему языке, с использованием понятных ему категорий.
В-четвёртых, человек должен иметь возможность что-то сделать с этой информацией.
При обсуждении проблемных областей, в которых существуют утверждённые процедуры или решения, стоит вносить предложения по улучшению деятельности или поведения.
В обратной связи следует избегать раздувания эмоций и провокационных выражений, которые вызывают оборонительные реакции. Не спорьте.
Обратная связь должна описывать то, что человек может контролировать.
Обратная связь должна быть направлена на конкретное поведение, действие или результаты, а не на всю личность в целом.
Поэтому, совершенно спокойно можно принять то, что совершать ошибки – это нормально, ведь «человеку свойственно ошибаться». А самая большая ошибка – бояться совершить ошибку и по этой причине ничего не делать. И метод проб и ошибок – один из способов обучения на пути к истине. Так что, смело идите вперёд, ошибайтесь, помните, что неудачи не существует, правильно используйте обратную связь, и получайте новые знания. И когда что-то не получается сразу, задавайте себе вопрос: «Как я могу сделать это по-другому?»
Источник : coach-world.com